Хорошая, но игнорируемая Конституция

В связи с мероприятиями, связанными с 20-летием ее принятия, я недавно перечитал нашу российскую Конституцию. Невольно хочется снять шляпу перед ее авторами, сумевшими в короткие сроки и в сложнейшей политической обстановке создать весьма совершенный документ, рассчитанный на долгое применение. И все же время и условия создания и принятия Конституции не могли не сказаться на ее судьбе.

Конституция России была рождена в период острого политического кризиса и не была предметом общественного согласия. Она принималась второпях и без длительного серьезного обсуждения. В этом, вероятно, одна из причин отсутствия уважения к ней и со стороны элиты, и со стороны значительной части общества. И власть и большая часть граждан де-факто не рассматривают Конституцию как основной закон страны, требующий неукоснительного исполнения. Впрочем все российские (и советские) Конституции, к сожалению, не стали безусловно исполняемыми. Особенно это относится к сталинской Конституции 1937 года, оказавшейся лишь набором оторванных от реальной жизни благих деклараций.

Как следствие Конституция постоянно искажается на уровне законотворчества и правоприменения. Многие принимаемые законы противоречат не только духу, но и букве Конституции. Примеров можно привести сотни. Ограничусь лишь актуальной ныне темой выборности губернаторов. На протяжении буквально нескольких лет власть в нарушение Конституции несколько раз меняла систему формирования высшей исполнительной власти регионов.

На практике ликвидированы разделение властей, независимость судебной власти, свобода слова, свобода собраний, приоритет прав человека, светский характер государства и многие другие базовые конституционные положения. Вновь не буду тратить время на конкретные примеры нарушений, наиболее явные из которых у всех на слуху. Конституционный суд лишь в крайне редких случаях предписывает корректировать не соответствующие Конституции законы.

Даже оппозиция, как правило, настаивающая на строгом соблюдении Конституции, на практике сама иногда подталкивает к ее нарушению. Последний пример: непарламентские партии обратились напрямую к президенту по поводу амнистии в честь 20-летия Конституции, хотя объявление амнистии полностью прерогатива Госдумы. И вводится она даже не законом, а постановлением Госдумы. В итоге именно президент внес в Госдуму предложение о содержании амнистии, прямо нарушая приоритет парламента.

Конституционные права президента вообще особая тема. Условия принятия Конституции обусловили резкий перекос властных полномочий в сторону президентской власти по отношению к законодательной и судебной. Россия вообще одна из немногих стран, где в Конституции у президента есть функция и гаранта Конституции и «политического игрока» с ключевыми властными полномочиями. Эти две функции президента объективно находятся в конфликте друг с другом, и в большинстве стран он решается в пользу одной из этих функций. Например, в Германии, Италии, Чехии, странах Прибалтики президент почти исключительно играет роль гаранта Конституции. В США президент напротив глава исполнительной власти, а исполнение Конституции преимущественно обеспечивается другими институтами.

Хотя формально из 37 базовых полномочий президента примерно 3/4 – функции гаранта Конституции и лишь около 1/4 – полномочия по принятию конкретных управленческих решений, именно последние определяют реальную роль и исключительный вес президента в системе власти.

При наличии уже в рамках Конституции огромных властных полномочий президента они на практике постоянно расширялись посредством законов и даже указов самого президента. Эта практика началась еще при Б.Ельцине, но наиболее активное развитие получила при В.Путине. За 20 лет только законами президенту было дано 511 дополнительных полномочий, прямо не указанных в Конституции. В ряде случаев президент сам формировал свои новые полномочия с помощью указов. Например, решающая роль президента в экспорте вооружений или в определении стратегических предприятий введена именно его указами. На практике президент и его администрация «перетянули» на себя принятие многих решений, относящихся к компетенции парламента и правительства. Действующая при полной поддержке главы государства администрация президента стала если не единственным, то главным центром власти в России.

В последнее время активизировались дискуссии о необходимости и целесообразности изменения Конституции. Для начала отметим, что действующая власть после примерно 15-летней паузы уже начала менять Конституцию. В ряде случаев, например, в части изменения сроков избрания президента, новации имеют весьма ответственный и скорее негативный характер. Аналогичный вывод можно сделать и относительно ликвидации Высшего арбитражного суда страны. Высокий риск дальнейшего ухудшения основного закона страны нынешней властью (так, нам представляется крайне опасной активно предлагаемая отмена п. 2 статьи 13 Конституции: “Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”) ставит перед демократической общественностью задачу защиты действующей Конституции от ревизии и внедрения в сознание граждан необходимости ее неукоснительного соблюдения. При этом необходимо разрабатывать изменения в Конституцию с целью устранения выявленных практикой ее слабых мест, включая сокращение явно раздутых полномочий президента. Однако принятие новой Конституции должно стать задачей уже новой власти, сформированной на свободных, демократических выборах.