Политическая культура становится ключевым фактором экономического развития

Среди экономистов и политологов до сих пор не сформировалось единой точки зрения по поводу прямой корреляции уровня развития демократии в стране и величины ВВП на душу населения.

Вместе с тем есть общее понимание того, что институты и механизмы демократии, функционирующие на принципах разделения властей, постоянной  сменяемости власти, политической конкуренции, равенства граждан перед законом, снижают риски ошибочных политических решений, разрастания коррупции, нарушений прав граждан, а также повышают эффективность государственного аппарата.

Отлаженная работа институтов и механизмов демократии дает стране дополнительные экономические возможности, становится акселератором развития экономики и, наоборот, резкое ослабление институтов и механизмов демократии может привести к экономическому кризису.

Согласно рейтингу аналитического центра авторитетного британского журнала Economist Россия в 2011 г. перешла в категорию стран с авторитарным режимом.

Последние 2 года Россия занимает 132 место по уровню развития демократии среди 167 исследуемых стран мира. Однако, следует отметить, что если в 2014 г. Россия набрала 3,39 балла из 10 возможных, то в 2015 г. - 3,31.

Уже в 2014 г. авторитарный режим приобрел черты «мягкой диктатуры». Власть стала использовать широкий арсенал средств по ограничению действий демократических институтов и ухудшению условий их функционирования. В этом арсенале содержится: свод «репрессивных» законов (об иностранных агентах, о нежелательных организациях, о национальной гвардии); использование судов, как инструмента борьбы с протестным движением (болотное дело); оголтелая пропаганда и грубая дискредитации оппозиции («спецфильмы», спецрепортажи, пропагандистские ток-шоу).

Агрессивная внешняя политика, «гибридные войны», присоединение Крыма стали толчком к «новой холодной войне» с Западом.

Одним из отрицательных результатов такой политики стало резкое ухудшение инвестиционного климата в России и беспрецедентный отток капитала за рубеж, достигший в 2014 г. 152,9 млрд. долл. США.

Падение цен на нефть в середине 2014 года только обнажило ошибочность проводимой в стране экономической политики, ускорило и обострило надвигающийся экономический кризис.

Подтверждением этого тезиса является то, что темпы роста российской экономики стали снижаться с 2012 года. Если 2011 г. показатель темпа роста экономики составлял 4,3%, то в 2012 г - 3,4%. В 2014 г. темп роста экономики был минимальным, опустившись до 0,7%, а  в 2015 г. произошел спад ВВП на 3,7%. Россия оказалась в глубоком системном кризисе.

Параллельно с этим, анализируя развитие демократических институтов, можно отметить, что в 2012 г. Россия занимала 122 место среди исследуемых 167 стран с 3,74 баллами, В 2015 г. Россия опустилась на 132 место, и набрала 3,31 балл. Если в 2012 г. среди стран бывших республик СССР Россия занимала  9 место, то в 2015 г. Россия оказалась на 10 месте, уступая лишь Казахстану, Азербайджану, Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану.

Эстония (29 место), Литва (38), Латвия (42), Молдова (70 место) вошли в группу стран с «неполной демократией». Грузия (82 место), Украина (88), Киргизия (93), Армения (116) вошли в группу стран с «гибридным режимом».

Белоруссия (127), Россия (132), Казахстан (140), Азербайджан (149), Узбекистан (158), Таджикистан (159), Туркменистан (162 место) оказались в группе стран с авторитарным режимом.

Наибольший отрыв Белоруссии от России обеспечил фактор политической культуры, по которому Белоруссия набрала 6,25 балла, а Россия только – 2,5 балла.

Более того, по фактору политической культуры Россия вместе с Азербайджаном и Арменией занимает последнее место среди стран бывших республик СССР, уступая даже Туркмении.

Фактор политической культуры характеризуется следующими показателями:

1. Уровнем социального консенсуса общества по вопросу поддержания

стабильного функционирования демократии;

2. Долей населения, желающей сильного лидера, способного пренебречь

решением парламента и результатами выборов;

3. Степенью готовности населения к тому, что страной будут править военные;

4. Степенью восприятия гражданами того, что страной будет управлять правительство технократов и экспертов;

5. Степенью понимания населением демократии; долей населения, считающей, что демократия хороша для поддержания общественного порядка;

6. Долей населения, считающей, что демократия дает экономические выгоды;

7. Поддерживающая демократию доля населения;

8. Наличие сильной традиции отделения церкви от государства.

Низкий уровень политической культуры в России подтверждаются данными социологических исследований «Левада – Центр», в соответствии с которыми  лишь 18-20% россиян понимают истинное значение термина демократия.

Последние годы эта доля уменьшалась. Более того, нарастает нежелание россиян использовать инструменты демократии для контроля действий власти.

Этому способствуют не только «маленькие победоносные гибридные войны» 2014-2016 годов, поднимающие «великодержавные» настроения в обществе и рейтинг власти, но и ужесточение авторитарного режима.

Такие условия требуют от лидеров оппозиции особых качеств: мощного интеллекта, нравственной чистоты и порядочности, отваги и самоотверженности.

Учитывая то, что 62 % населения все же считает, что России нужна демократия, но не понимает, какой она должна быть, перед лидерами оппозиции обозначилась стратегическая цель - повышение политической культуры населения.

В этой связи лидерам оппозиции не обойтись без решения давно назревших задач:

- продвижения ценностей, идей и институтов демократии в обществе;

- выработки общей идеологической платформы;

- консолидации оппозиции, создания работоспособной структуры их объединения;

- действенных форм массового привлечения активистов к своей деятельности:

- улучшения организации финансирования своих общественных проектов.

За вопросы развития политической культуры населения "отвечают" не только и не столько политические лидеры, политические партии, сколько журналисты, ученые, вся т.н. творческая интеллигенция, работники высшего и среднего образования. Именно эти категории граждан во многом формируют сознание людей и общественное мнение.