/script type="text/javascript" src="//yandex.st/share/share.js" charset="utf-8">
Если в начале 2013 года трансформация авторитарного режима В. Путина в «мягкую» диктатуру силовиков была названа главной угрозой становлению демократии в России, то уже в середине 2013 года авторитарный режим в России принимает черты «мягкой» диктатуры
С тех пор власть движется в направлении ужесточения диктатуры.
На прошедшем в январе 2016 года Гайдаровском форуме в рамках дискуссии «Политические тенденции: оценка, анализ, прогноз» большинство выступавших экспертов прогнозировало в 2016 году продолжение "точечных» репрессий", "посадку" наиболее активных лидеров оппозиции при отсутствии "массовых» репрессий". На мой взгляд, такие действия власти во многом вызваны углублением экономического кризиса и усиливающимися протестными настроениями в российском обществе.
Трудно согласиться с заявлением В. Путина в начале октября 2016 г. о том, что "пик кризиса в целом, можно сказать, достигнут, и российская экономика в целом приспособилась или уверенно приспосабливается к этим изменяющимся условиям экономической жизни". За первую половину 2015 года ВВП упал на 3,4%. В целом за 2015 год – на 3,7%. Если за первые полгода реальные денежные доходы россиян упали на 3,1%, то целом за год - на 4%. Более того, В 2016 году МВФ прогнозирует дальнейшее падение ВВП еще на 0,6%. Таким образом, дно кризиса мы еще "не нащупали". В связи с этой ситуацией количество, не одобряющих деятельность В. Путина возросло с 10% в июле 2015 года до 18 % в январе 2016 года. Более того, количество людей, готовых участвовать в массовых акциях протеста в защиту своих прав увеличилось с 15% в 3 квартале 2014 года до 23% в декабре 2015 года.
В рамках дискуссии «Политические риски 2016» Гайдаровского форума по вопросу о том, спровоцирует ли экономический кризис новый всплеск протестных настроений и перерастание социальных протестов в политические, большинство участников выразило мнение о том, что вероятность перерастания экономического кризиса в политический достаточно высока. К сожалению, наиболее важные и сложные вопросы дискуссии о том, когда и в какой форме возможен политический кризис практически не обсуждался. Только Владимир Рыжков выразил уверенность в том, что экономический кризис перерастет в политический кризис уже в 2016 году. Однако, Андрей Нечаев, посчитал такой прогноз чересчур "оптимистичным" и выразил по этому поводу большие сомнения.
Можно вполне согласиться с Андреем Нечаевым в том, что экономический кризис в России (в зависимости от международной конъюнктуры цен на нефть - стагнация) будет долгим, поскольку он носит системный характер. В то же время трудно согласиться с его мнением о том, что задача состоит только в либерализации экономики. На мой взгляд, необходима не столько либерализация экономики, сколько коренное изменение всей политики власти.
1. Экономической политики в целом, ядром которой вновь должна стать интеграция со странами ЕС.
2. Системы государственного управления, в рамках которой ключевыми драйверами экономического роста могли бы стать малый и средний бизнес, прямые иностранные инвестиции.
3. Институциональной сферы с целью обеспечения независимости судебной системы, СМИ от государственной власти; ограждение НКО и оппозиционных политических партий от государственного произвола.
Как показал опыт 2012 – 2015 годов, г-н В. Путин и его команда не способна к демократическим реформам, поэтому для их проведения необходима смена власти. Возможность смены власти зависит не только от динамики макроэкономических показателей и степени активности гражданского общества. Это зависит от жесткости диктатуры, степени консолидации властной элиты, популярности лично В.Путина, эффективности деятельности оппозиционных партий и их лидеров. Если говорить о 2016 годе, то на фоне экономического кризиса и усиления протестных настроений в обществе, жесткость диктатуры усиливается, явных признаков раскола элит не наблюдается, популярность «диктатора» высока, а эффективность деятельности оппозиционных партий низка. Также низка и популярность оппозиционных политиков. В связи с этим, вероятность политического кризиса в 2016 году, на мой взгляд, крайне мала.
Однако, социально-экономическая и политическая ситуация развивается достаточно динамично. Как только мы увидим признаки раскола властной элиты или консолидации оппозиционных партий, политическая ситуация может измениться коренным образом. Тогда мы окажемся не только перед возможностью политического кризиса, но и перед возможностью проведения экономических и политических либерально-демократических реформ. Опыт восточно-европейских стран, стран Прибалтики, Грузии, Украины, Туниса, показывает закономерность трансформации авторитарных режимов в демократические.
А.Л. Ольштынский экономист 04.02.2016 г.