Выборы в Государственное собрание Республики Алтай 2014

Выборы в Государственное собрание Республики Алтай 2014

Предвыборная программа партии «Гражданская инициатива» к выборам в местное законодательное собрание Республики Алтай

Республика Алтай находится в стороне от основных промышленных центров и транспортных артерий, имеет самую низкую плотность населения в России. Что является объективным препятствием для развитию региона. Но объективные трудности преодолеваются, если у людей есть стремление изменить жизнь к лучшему, если власть компетентна и ориентирована на рост качества жизни для всех. К сожалению, местная власть Республики Алтай, пронизанная коррупцией и кумовством, уже многие годы показывает свою неэффективность. Коррупция поглощает значительную часть и без того небольших ресурсов региона. А кумовство препятствует обновлению власти, делает её неподконтрольной обществу и способствует усилению коррупции. Так образуется порочный круг, из которого мы просто обязаны найти выход. Иначе потенциал развития Республики, связанный с её уникальным климатом, богатством природных ресурсов и культурной самобытностью, так и останется нереализованным. Изменить бедственное положение дел в наших Алтайцы! Вы достойны лучшей жизни!

Нынешнее положение Республики оставляет желать много лучшего:

• 80-е место по качеству жизни среди всех субъектов РФ,
• 80-е место по уровню доходов населения,
• 79-е место по уровню обеспеченности социальной инфраструктурой,
• 82-е место по уровню освоенности территории,
• 81-е место по уровню экономического развития в целом,
• 72-е место по уровню развития малого бизнеса.

Уровень безработицы в Республике равен 12%, это 75-е место по России. Тем не менее, по уровню доходов бюджета на душу населения Республика Алтай расположилась на почётном 12-м месте. Достигается столь высокая обеспеченность бюджетными доходами на 80% за счёт дотаций и трансфертов из федерального бюджета.

Важными позитивными особенностями Республики являются низкий уровень урбанизации, чистая экология и выявляемый социологами пози-тивный настрой граждан Республики. О готовности заниматься собствен-ным бизнесом в Республике Алтай заявляет 16% граждан против 9% в среднем по России. О своём уважении и соблюдении закона заявляет 51% алтайцев, тогда как в среднем по России таких людей 44%. 60% населения составляют русские. Но, в отличие от многих других субъектов федерации, где высока доля представителей нетитульных национальностей, в Республике Алтай царит межнациональный мир. Что во многом определяется религией и жизненными установками народа Республики.

Городское население Республики сосредоточено в столице – Горно- Алтайске. Это 25% всего населения Республики. Низкий уровень урбанизации отражает силу традиционного уклада жизни народа Республики. Указанные особенности Республики в целом определяют программу её развития. В условиях усиливающегося в России экономического кризиса рассчитывать на развитие за счёт дальнейшего роста вливаний из федерального бюджета невозможно. Единственным надёжным двигателем долгосрочного развития является создание условий для развития частного бизнеса, привлечение частного капитала из других регионов и из-за рубежа. Сочетание характерных для жителей Республики приверженности традициям, предполагающим высокий уровень общественного доверия, с высоким уровнем предпринимательской активности создаёт для развития бизнеса хорошие предпосылки. Подъём индивидуальной экономической и общественной инициативы увеличит объёмы производства и валовой региональный продукт, создаст новые рабочие места и выведет Республику на траекторию устойчивого роста. Рост доходов бюджета позволит поднять на более высокий уровень социальную защиту населения. Важнейшими факторами, на данный момент сдерживающими развитие бизнеса в Республике, являются:

• низкий уровень развития человеческого капитала: 77-е место среди регионов РФ по уровню образования и здравоохранения;
• слабое развитие транспортной инфраструктуры: одна из самых низких по стране плотность автодорог - 37 км на 1000 кв.км;
• спад в энергетике: так в 2013 году снизились объемы производства электроэнергии на 18,1%, тепловой энергии – на 14,6%;
• слабое развитие финансового сектора: при том, что доля ВРП региона в ВРП СФО составляет 0,6%, доля активов работающего банковского сектора – всего 0,3%.

Направления развития частной инициативы

Описанные выше условия состояния Республики Алтай предполагают необходимость стимулирования развития бизнеса по следующим направлениям.

1. Экологический, культурный, спортивный, климатический туризм В Республике Алтай расположено большое количество незагрязненных, пресных природных гидрографических объектов. Только горных рек и ручейков здесь протекает более 20 тысяч, количество озер около семи тысяч. Особо охраняемые территории занимают 23% территории Республики. Снежный покров на склонах гор достаточен для эксплуатации горнолыжных трасс в период с ноября по май. Недавнее открытие нового аэропорта даёт возможность привлечения туристов со всей России и из-за рубежа. На очереди создание силами частного бизнеса новых санаториев, баз отдыха, отелей, развитие горнолыжного курорта «Манжерок», туристических маршрутов. Но для этого власти Республики должны разработать программу развития туризма с описанием наиболее интересных мест и маршрутов, с указанием условий подведения транспортной инфраструктуры, подключения к энергоснабжению и прочим коммуникациям.

2. Сельское хозяйство и пищевая промышленность
Главные отрасли на данный момент - это животноводство, пантовое оленеводство, охотничий промысел, пчеловодство. Преобладают производства с низким уровнем переработки и небольшой добавленной стоимостью. Необходимо развивать частные фермерские хозяйства, создавать торгово-закупочную кооперацию и внедрять технологии производства современных готовых продуктов питания, которые можно было бы поставлять в соседние регионы.

3. Лесная и деревообрабатывающая промышленность
Для лесной промышленности также характерно развитие, в основном, лесозаготовки. Необходимо стимулировать развитие производства конечной потребительской продукции с более высокой добавленной стоимостью.

4. Строительство транспортного коридора из Западного Китая в Сибирь и европейскую часть России, минуя Казахстан.
Республика Алтай является единственным субъектом федерации, имеющим участок общей границы с Западным Китаем протяжённостью в 54 км. Именно в этом месте может быть создан транспортный коридор из быстроразвивающихся провинций Западного Китая в Сибирь и в европейскую часть России. Транспортный коридор должен включать в себя создание современной автотрассы, железной дороги и, возможно, ветки трубопровода для поставки в Китай углеводородного топлива. Китай уже выражал заинтересованность в реализации этого проекта. Работы по строительству дорог до Канаса со стороны Китая могут быть завершены в течение двух лет. В интересах России и Республики Алтай поддержать инициативу создания транспортного коридора, реализация которой привлечёт в Республику большие финансовые ресурсы и создаст мультипликативный эффект для развития экономики региона. Для реализации идеи потребуется привлечь к участию в проекте крупнейшие российские компании. Главным сдерживающим фактором на пути воплощения идеи транспортного коридора становятся финансовые ограничения, возникшие у крупных компаний в последнее время из-за украинского кризиса и также – из-за нарастания негативных тенденций внутри экономики России. Но длительный горизонт планирования и реализации проекта требует начала подготовительных работ уже сейчас. К финансированию проекта также может быть привлечена китайская сторона. Что само по себе должно быть интересно и для российских крупных компаний.

5. Добыча природных ископаемых
В Республике разведаны большие запасы разнообразных минеральных ресурсов. Из этих природных богатств Алтайских недр можно выделить молибдено-вольфрамовые месторождения, золоторудные, серебряные, а также месторождения редкоземельных металлов, строительных материалов и прочее. Неиспользование таких природных богатств является расточительством.

Развитие добычи полезных ископаемых и связанных с ними производств также требует значительных инвестиций и привлечения крупного отечественного бизнеса. А необходимость сохранения экологической чистоты региона делает неизбежным привлечение современных западных технологий. Поэтому в ближайшие годы следует заняться предварительной подготовкой проектов и проектированием развития транспортной инфраструктуры с учётом перспективных планов освоения месторождений.

Устранение факторов, препятствующих развитию

1. Повышение уровня качества жизни и человеческого капитала Всего доля населения с высшим образованием в Республике Алтай по российским меркам находится на неплохом уровне – 19%. Но важным недостатком системы образования является несоответствие структуры выпуска специалистов структуре потребности экономики. Избыточным на данный момент является выпуск специалистов экономических и юридических специальностей. Причём, уровень подготовки этих специалистов на данный момент остаётся неудовлетворительным. В условиях роста частного бизнеса недостаток квалифицированных управленцев, экономистов и юристов будет ощущаться наиболее сильно. Сокращение количества выпускников по данным направлениям подготовки важно заменить ростом качества подготовки. В то же время Республике явно не хватает инженеров и специалистов сферы услуг.

Второй важной проблемой является недостаточное количество учреждений дошкольного образования. Охват детей соответствующего возраста составляет всего 41%. Из-за чего затруднена адаптация детей в младших классах средней школы.

Для повышения качества преподавания в вузах необходима организация за счёт регионального бюджета курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей. Для распространения передового опыта и современных программ обучения необходимо привлекать по контракту к руководству факультетами и кафедрами, а также на ключевые преподавательские должности опытных специалистов из лучших университетов Сибири и европейской части России. Необходимы стажировки преподавателей вузов в лучших университетах России. Полученные знания и опыт должны распространяться через систему семинаров и круглых столов, а также с помощью методических материалов. Для повышения качества обучения студентов использовать современные интернет-технологии. В том числе, проводить лекции и вебинары с привлечением лучших специалистов по отраслям знаний и научным дисциплинам. Для реализации указанных мер необходимо сформировать специальную целевую программу. Для её частичного финансирования попытаться получить дотацию из федерального бюджета.

В целом на всех уровнях системы образования: дошкольного, начального, общего среднего, среднего профессионального и высшего; необходимо поддерживать развитие разных форм, включая создание коммерческих частных образовательных учреждений. Это позволит находить более эффективные формы обучения и снизит нагрузку системы образования на региональный бюджет, будет способствовать сокращению дефицита услуг образования.

2. Развитие транспортной инфраструктуры

В области транспортной инфраструктуры проблема No1 – состояние автомобильных дорог, включая мосты через многочисленные реки. Ассигнований из бюджета Республики на содержание дорог явно не хватает. В результате накапливается износ. Так, например, на сегодняшний 40% от общего количества мостов находятся в неудовлетворительном состоянии. В основном это всё малые и средние деревянные мосты, построенные более 30-ти лет назад. Большой урон дорожной сети наносится периодическими авариями на плотинах дамбах Республики, которые приводят к размыву дорожного полотна и смыву мостов. Износ бесконечно накапливаться не Власти Республики должны сконцентрировать все возможные ресурсы на восстановлении существующей дорожной сети, увеличении доли дорог с твёрдым покрытием. Эту задачу невозможно решить без преодоления коррупции в сфере дорожного хозяйства, поглощающей большую долю выделяемых из бюджета ресурсов. В Республике нужно осваивать современные производства дорожных материалов, современные технологии строительства, значительно повышающие сроки службы дорожного полотна и дорожных конструкций. За инвестиции в эту сферу бизнес должен получить налоговые льготы и иные преференции власти. Решить проблему дорог в короткий срок в Республике невозможно. Но решение именно этой проблемы должна стать долгосрочным приоритетом для Республики, в том числе, при распределении средств Республиканского бюджета и привлечения целевых дотаций из бюджета федерального. Без решения данной задачи последовательное развитие бизнеса и выход на устойчивую траекторию экономического роста будут невозможны.

3. Развитие энергетической сферы
Развитие большой энергетики требует привлечения гигантских ресурсов, которыми Республика на данный момент не располагает. В то же время, для развития энергетики критически важным является низкая плотность населения и низкий уровень географической концентрации производства. В силу чего особое внимание должно быть уделено развитию малой энергетики. Хорошие возможности для этого создают обилие рек, наличие горючих отходов лесозаготовки, деревообработки и животноводства, энергии постоянно дующих ветров.

От власти Республики требуется разработка программы, в рамках которой оговаривались бы условия землеотвода, условия выдачи разрешения на строительство и условия финансирования строительства объектов малой энергетики, а также регламент надзора за безопасностью эксплуатации объектов. В рамках целевой Республиканской программы необходимо сформировать пул возможных поставщиков оборудования и проектировщиков строительства и разработать систему региональных льгот на строительство. Непосредственно строительство или приобретение готовых объектов малой энергетики оставить в сфере частного предпринимательства, чтобы по мере необходимости такие объекты могли строить как небольшие энергетические компании, так и заинтересованные потребители или их объединения.

4. Развитие финансового сектора
Последовательное развитие бизнеса и экономики Республики неизбежно привлечёт в регион новые финансовые ресурсы. Чтобы этот процесс встречал меньше препятствий и протекал более интенсивно, нужно создать программу привлечения в регион инвестиций. В рамках программы максимально упростить процедуры регистрации компаний и банков, предоставить на условиях аренды офисные помещения необходимого уровня, обеспечить их всеми необходимыми информационными коммуникациями. Создав для инвесторов сервис внутри Республики, рекламировать инвестиционные возможности в крупнейших центрах Сибири и европейской части России.

Организовать специальный инвестиционный форум в Горно-Алтайске.

* * *

Данная программа охватывает наиболее важные задачи развития Республики. Её выполнение приведёт к формированию устойчивого экономического роста, повысит возможности для реализации талантов и способностей граждан в интересах их собственного преуспевания и развития региона. Рост доходов регионального бюджета, создаст качественно более высокие возможности обеспечения социальной защиты, медицинского обслуживания, расселения ветхого жилья и повышения качества жизни в целом. Добиться решения названных задач непросто. Но мы – партия «Гражданская инициатива», умеем их решать. Лидер нашей партии Андрей Нечаев был первым министром экономики новой России. Он - один из тех, кто заложил осову для преодоления кризиса начала 90-х и экономического роста 2000- х. Благодаря многолетнему опыту работы и связям в инвестиционно- финансовой сфере Андрей Нечаев сможет привлечь в экономику Республики необходимые финансовые ресурсы, серьезные отечественные и зарубежные компании, найти эффективные механизмы поддержки малого и среднего бизнеса. Мы найдем способ победить коррупцию, разъедающую всю систему государственного управления Республики, и создадим новый, компактный и эффективный госаппарат. И вместе с вами – нашими избирателями, добьёмся процветания всего Горного Алтая и лучшей жизни для каждого. Но для этого сначала необходимо разорвать порочный круг коррупции и кумовства власти. Сделать это можете только вы - наши избиратели. Все, кому небезразлично будущее Горного Алтая, голосуйте 14-го сентября за нашу партию «Гражданская инициатива». Получив много ваших голосов, мы создадим в Республиканском Госсобрании большую фракцию и проведём законы, которые придадут Республике мощный импульс развития на многие годы вперёд.

Нужно помнить, что никогда и нигде попытки заместить живую индивидуальную инициативу граждан даже самыми замечательными государственными программами не приводили к росту качества жизни простых людей, устойчивому развитию стран и регионов. Добиться процветания Республики власть может только вместе гражданами. И первое, что зависит от граждан – это правильный выбор своих представителей во власти. Выбрав нас, вы выберете будущее, в котором труд каждого преобразит и его жизнь, и жизнь Республики.

Алтайцы! Вы достойны лучшей жизни! Давайте добьёмся этого вместе!