Программа

Программа политической партии

«Гражданская инициатива»

Наша главная цель – превращение России в современную, уважаемую в мире страну, в которой обеспечена комфортная и безопасная жизнь для каждого из нас.

В стране необходимо создать климат уважения личности, безусловного соблюдения ключевых прав и свобод граждан. Это право на труд, включая занятие собственным бизнесом, и его справедливое вознаграждение. Право на достойную старость. Право на личную безопасность и защищенность частной собственности. Право на свободу выражения своего мнения и получение объективной информации и другие общепризнанные гражданские права.

Государство должно максимально уйти из экономики и частной жизни, но поддерживать незащищенные слои населения. Нам нужно избавиться от произвола чиновников и бюрократии. Государство - слуга гражданина, а не его господин.

Чем больше будет людей, готовых самостоятельно принимать решения и нести за себя ответственность, тем успешнее будет наше государство. Не диктующее чиновничью волю, а помогающее нам реализовать наши права и потенциал.

Однако сейчас мы видим совсем другое: деградацию общественных, политических и экономических институтов. Оценку текущей ситуации мы изложили в главе “Россия в тупике”.

 

5 целей партии

  1. Повышение качества жизни.
  2. Реформа государственной власти. Ликвидация коррупции и произвола бюрократии. Построение правового государства.
  3. Свобода предпринимательства и экономический рост на новой основе
  4. Развитие межнациональных и межконфессиональных отношений.
  5. Утверждение новой роли России в мировом сообществе наций.

 

Приоритетные направления деятельности партии

  1. Достижение высокого качества жизни во всех регионах страны, в городах и сельской местности. Высокий уровень и доступность образования, здравоохранения, культуры, обеспечения жильем, пенсионного обслуживания.
  2. Реформирование экономики для повышения ее эффективности. Сокращение зависимости от экспорта сырья на основе модернизации традиционных отраслей, развития науки и инноваций, поддержки малого и среднего бизнеса.
  3. Сокращение роли государства в экономике. Пресечение участия чиновников в бизнесе и переделе собственности.
  4. Обеспечение независимости суда. Ответственность судей только перед законом.
  5. Бюджетная реформа. Повышение качества жизни - главный приоритет бюджетных расходов. В первую очередь должно расти финансирование образования, здравоохранения, культуры и науки, а также инновационного развития, а не расходы на оборону и правоохранительные органы. Развитие бюджетного федерализма, расширение прав и финансовых ресурсов регионов и местного самоуправления. Создание реальных механизмов общественного контроля исполнения бюджета для борьбы с коррупцией.
  6. Антикоррупционные меры. Резкое сокращение контрольных, распределительных и разрешительных функций бюрократии. Усиление контроля расходов чиновников. Антикоррупционная экспертиза законов и правовых актов. Пресечение получения и легализации коррупционных доходов.
  7. Облегчение налоговой нагрузки на бизнес. Введение простой, справедливой и стабильной налоговой системы.
  8. Ликвидация цензуры, возвращение реальной свободы слова.
  9. Реформа силовых структур, делающая их реальным защитником граждан, а не орудием сохранения власти и передела собственности.
  10. Перевод армии на контрактную основу. Создание условий для достойной службы.
  11. Развитие межнациональных и межконфессиональных отношений, упорядочение внешней миграции.
  12. Деидеологизация и прагматизм внешней политики. Максимальная интеграция с Европейским Союзом. Активное взаимодействие с мировым сообществом в борьбе против терроризма и наркоторговли.

Мы уверены, что именно так мы сможем вывести страну из того тупика, в который её завела неэффективная, коррумпированная власть.

 

Повышение качества жизни

Мы будем добиваться превращения России в страну комфортную для жизни во всех ее регионах, в городах и сельской местности.

Мы будем бороться с бедностью и чрезмерным социальным расслоением населения.

Мы считаем, что в бюджете России главными приоритетами должны стать здравоохранение, образование, культура и наука, а не расходы на оборону и правоохранительные органы.

 

В здравоохранении

  1. Законодательно закрепить уровень бюджетных расходов на здравоохранение - не меньше 5% ВВП.
  2. Расширение видов и повышение качества бесплатных медицинских услуг. Единые стандарты их качества и доступности в регионах и по месту работы граждан. Развитие обязательного медицинского страхования с увеличением доли страхового элемента.
  3. Государственная поддержка и стимулирование, в том числе налоговое, добровольного медицинского страхования. Предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим добровольное медицинское страхование своих работников.
  4. Реализация программ повышения продолжительности жизни и сокращения детской смертности в России.
  5. Ликвидация перекоса в сторону государственной медицины. Разрешение частной врачебной практики и поддержка коммерческой медицины.
  6. Перенос акцента с восстановительной медицины на профилактическую. Введение обязательной для всех диспансеризации и осуществление мер ранней диагностики.
  7. Повышение доступности лекарств по обязательному страхованию.
  8. Создание системы видео-консультаций с медицинскими специалистами, работающими в ведущих лечебных учреждениях.
  9. Свободный доступ граждан для лечения в ведомственных учреждениях здравоохранения. Постепенное сокращение таких учреждений.
  10. Освобождение врачей от чрезмерной бюрократической нагрузки и документооборота, в том числе с помощью внедрения систем электронного документооборота и создание единых баз данных.
  11. Создание системы специализированной экстренной медицинской помощи при автокатастрофах и организация ее взаимодействия с органами ГИБДД.
  12. Скорейшая разработка и реализация программы производства в России современных медицинских препаратов и техники.
  13. Присоединение России к международным стандартам сертификации и эксплуатации медицинского оборудования и лекарственных средств с целью подъема уровня медицинской помощи гражданам России.
  14. Для оздоровительных и спортивных клубов льготная аренда, освобождение от части налогов, прямое государственное финансирование. Развитие спортивных площадок «шаговой доступности».
  15. Создание системы контроля финансирования клиник. Устранение двойной оплаты государством и пациентом технологически сложной медицинской помощи. Внедрение антикоррупционных механизмов в систему предоставления квот на дорогостоящее лечение. Упрощение перераспределения квот между регионами.

 

В образовании

  1. Поощрение создания частных детских садов, а также семейных детских домов и центров развития ребёнка.
  2. Диверсификация форм среднего образования. Переход на систему школа – гимназия – лицей.  Отбор и поощрение талантливых учеников.
  3. Совершенствование системы ЕГЭ. Принятие ЕГЭ коллегиями, составленными из специалистов из другого региона. Введение по желанию вуза квот для поступления в вуз по результатам ЕГЭ, экзаменов, олимпиад и иных соревнований школьников. Предоставление возможности абитуриенту на добровольной основе выбора указанных способов поступления в вуз.
  4. Разработка и принятие государственных стандартов образования, соответствующих задачам модернизации экономики, развития науки и инноваций, развития культуры.
  5. Введение простых и эффективных инструментов контроля работы преподавателей и учебных заведений, способствующих живому процессу обучения, избавлению от бюрократической перегруженности работников образования формальной отчётностью.
  6. Возрождение советской практики профильных школ-интернатов для особо одаренных детей с полным государственным обеспечением.
  7. Сокращение числа вузов с государственной аккредитацией за счет усиления требований к их работе с целью повышения качества высшего образования. Планирование приема в государственные вузы по прогнозам потребности в специалистах.
  8. Развитие системы профессионального среднего образования, в том числе введение дуальной системы профессионального образования, совмещающей учебу по специальности с работой на передовом предприятии.
  9. Расширение практики предоставления государством льготных образовательных кредитов.
  10. Налоговое и иное стимулирование участия бизнеса в подготовке кадров, особенно в среднем профессиональном образовании, в повышении квалификацию и переобучении работников.
  11. Поощрение интеграции российских университетов с институтами Академии наук, ведущими НИИ и КБ, а также с зарубежными университетами через программы подготовки студентов с двойными дипломами.
  12. Создание в системе образования механизмов государственного управления, подавляющих коррупцию.
  13. Стимулирование создания технологических объединений вузов, институтов РАН и высокотехнологичных производств. Стимулирование создания и внедрения инноваций, помощь в выводе их продукции на рынок.
  14. Совершенствование системы защиты диссертаций и присвоения ученых степеней и званий. Сокращение числа ученых советов и введение оплаты за работу в советах и экспертных комиссиях. Отмена срока давности по пересмотру присвоения ученой степени из-за фальсификации научной работы.

 

Для обеспечения доступности жилья

  1. Снижение стоимости жилья за счет упрощения процедур получения земли, согласования строительства, ввода в эксплуатацию и подключения к инфраструктуре. Снижение коррупции в госконтроле строительного бизнеса.
  2. Максимальное облегчение покупки и аренды земли для ведения индивидуального и коллективного жилищного строительства. Упрощение регистрации сделок с землей и недвижимостью.
  3. Расширение объёмов строительства арендного жилья особенно для малоимущих.
  4. Государственная поддержка ипотеки особенно для молодых семей. Развитие жилищно-строительных кооперативов.
  5. Упрощение получения временной регистрации, включая уведомительный порядок с помощью интернета.

 

Для повышения пенсий

Мы предлагаем сделать размер пенсии не менее 40% от заработной платы, что соответствует мировым стандартам.

  1. Стимулирование, в частности, налоговое, развития негосударственного пенсионного обеспечения.
  2. Снятие с Пенсионного фонда финансовой нагрузки, не связанной с выплатой пенсий по старости.
  3. Сокращение льготных категорий пенсионеров. Создание мотивации для граждан пенсионного возраста для более позднего выхода на пенсию путем заметного повышения позднее начисляемых пенсий для таких категорий работников.
  4. Направление части доходов государственных компаний, особенно от экспорта сырья, и части доходов от приватизации непосредственно в Пенсионный фонд. В первую очередь использовать эти средства для накопительной части пенсий граждан старших возрастов.
  5. Использование для страховой части пенсий доходов от инвестирования средств фонда национального благосостояния, особенно в период реформирования пенсионной системы и на последующем переходном этапе.
  6. Расширение возможностей инвестирования пенсионных накоплений и создание системы их государственного страхования.

 

Для поддержки молодежи и молодых семей

  1. Государственная поддержка льготной ипотеки, включая списание части ипотечных кредитов при рождении детей.
  2. Увеличение пособий на детей для малообеспеченных семей.
  3. Введение сокращенного рабочего дня для беременных и молодых матерей.
  4. Развитие государственной системы трудоустройства молодых специалистов.

 

Реформа жилищно-коммунального хозяйства

  1. Расширение прав товариществ собственников жилья и территориального общественного самоуправления и упрощение их регистрации.
  2. Превращение ЖКХ в инвестиционно привлекательный сектор экономики за счет создания конкуренции и изменения системы предоставления средств государственной поддержки.
  3. Предоставление жильцам права распоряжения средствами господдержки при сохранении их целевого назначения.
  4. Повышение прозрачности тендеров на размещение городского заказа в сфере ЖКХ для пресечения его концентрации в компаниях, связанных с местными чиновниками.
  5. Повышение порога предоставления гражданам субсидий в сфере ЖКХ. Выравнивание уровня господдержки по регионам за счет федерального бюджета.

 

Снижение налогов для малоимущих граждан

  1. Ликвидация налогообложения низко обеспеченных слоев населения, в частности, освобождение от подоходного налога доходов граждан ниже 15 тыс. рублей в месяц (с последующей индексацией).
  2. Освобождение от налога на транспортные средства единственного на семью автомобиля с объемом двигателя менее 1,5 л.
  3. Освобождение от налога на недвижимость для единственного на семью жилого объекта стоимостью менее 4 млн. руб. (с возможной региональной дифференциацией льготы).

 

Для защиты окружающей среды

Приоритетом национальной экологической политики России должно стать повышение ценности природных ресурсов и всего природного богатства. По тому, как люди ценят природу и ее ресурсы, а также свою жизнь и здоровье и определяется уровень развития любого общества. Эти ценности должны лечь в основу политики и идеологии страны для обеспечения развития по пути гармонизации интересов роста экономики и требований экологической безопасности.

В условиях «деэкологизации» и повышения роли сугубо экономических соображений в процессах принятия решений во всех структурах власти, очевидно, что повышение экономической ценности природных ресурсов должно стать, с одной стороны, барьером для антиэкологических решений, а, с другой, — стимулировать процессы перехода к устойчивому развитию.

Необходима новая концепция развития. Концепция здоровья среды могла бы выступить в роли узловой концепции для обеспечения безопасности. Суть концепции – нельзя быть здоровым в больной среде. Мы не можем сохранить первозданную природу повсюду, но мы можем и должны обеспечить безопасность путем поддержания здоровья среды как на охраняемых природных территориях, так и в антропогенных ландшафтах.

Общность интереса граждан к обеспечению здоровья среды, как основы личной, национальной и глобальной экологической безопасности, предоставляет уникальную возможность для формирования консенсуса разных слоев общества. Движение в этом направлении, прежде всего, определяется активностью гражданского общества, возможностью конструктивного сотрудничества общественности, государства и бизнеса. Добиться приоритета обеспечения здоровья среды – одна из главных задач экологической политики.

Необходимо создать систему экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры как основы реализации экологической политики страны. В настоящее время такой системы нет. Она подменяется набором мероприятий различного уровня.

Мы предлагаем следующие конкретные меры:

  1. Принять закон «Об экологическом образовании» или дополнить ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» соответствующим разделом «Экологическое образование», в частности предусмотреть введение предмета «экология» в инвариантную часть школьной программы.
  2. Разработать и утвердить Национальную стратегию экологического образования для устойчивого развития.
  3. Внедрение в России к 2020 г. в полном объеме наиболее передовых европейских норм защиты окружающей среды и компенсаций за их нарушение.
  4. Ужесточение требований к экологической экспертизе инвестиционных проектов. Расширение привлечения граждан и структур гражданского общества, особенно на местах, к экспертизе градостроительной документации и генеральных планов развития территорий.
  5. Ревизия мест сбора и переработки отходов. Бюджетное финансирование работ по их рекультивации. Создание современной системы утилизации и переработки отходов.
  6. Создание транспортных сетей, соединяющих российские регионы между собой напрямую, а не через Москву.
  7. Проведение в короткий срок полного учета зданий, являющихся памятниками истории и культуры, и введение запрета на их снос или перепрофилирование, максимальное ограничение точечной застройки в исторических центрах городов.
  8. Перераспределение бюджетных доходов в пользу местного самоуправления, имеющего наибольшее влияние на среду обитания людей.

 

Для личной безопасности

  1. Разрешение гражданам владеть короткоствольным огнестрельным оружием при введении жёсткой системы контроля приобретения, хранения и применения огнестрельного оружия.

 

Реформа государственной власти. Ликвидация коррупции и произвола бюрократии. Построение правового государства

 

Реформирование политической системы

  1. Разрешить выдвижение кандидатов на выборах всех уровней не только от партий, а и от блоков партий (включая общественные организации), а также самовыдвижение. Снизить проходной барьер в Госдуму и региональные законодательные собрания до 3%. Сделать выборы по одномандатным (включая многомандатные) округам единственной формой выборов на муниципальном уровне. Перейти к формированию Совета Федерации на основе прямых выборов. Обеспечить равные условия допуска ко всем выборам «парламентских» и «непарламентских» партий.
  2. Для общественных организаций ввести заявительный принцип регистрации. Снизить государственный контроль их деятельности. Отменить законы “об иностранных агентах” и “нежелательных организациях”.
  3. Ограничить полномочия президента России в части влияния на исполнительную, законодательную и судебную власть. Сохранить его функции гаранта Конституции. Установить, что президент избирается на 5 лет и не более чем на два срока в течение жизни. Упростить вынесение импичмента президенту.
  4. Сделать правительство ответственным и перед президентом, и перед Госдумой (право Госдумы отправлять правительство в отставку без риска роспуска и утверждение программы действий).
  5. Восстановить свободные прямые выборы глав субъектов Российской Федерации и мэров городов без искусственных фильтров (по решению региональных законодательных собраний возможно введение сбора подписей избирателей или денежного залога для всех кандидатов).
  6. Ограничить пребывание любого избираемого должностного лица на одной должности двумя установленными законом сроками в течение жизни. Законодательно установить процедуры отзыва избираемых должностных лиц и депутатов.
  7. Признать использование административного ресурса для воздействия на выборы и фальсификацию итогов выборов тяжким уголовным преступлением.
  8. Запретить политическую цензуру в СМИ. Пресечь попытки ограничения распространения незапрещенной законом информации в интернете. Отменить нормы о досудебных блокировках интернет-ресурсов. Продать все контрольные пакеты государства и государственных компаний в печатных и электронных средствах массовой информации кроме специализированных изданий, публикующих законодательные и нормативные акты.
  9. Кардинально реформировать правоохранительные органы. Пресечь вовлечение многих сотрудников силовых структур в бизнес и передел собственности. Искоренить коррупцию в этих структурах. Привлечь к формированию муниципальной полиции и контролю её деятельности органы территориального общественного самоуправления. Избирать участковых уполномоченных полиции. Обеспечить взаимодействие с муниципальной полицией волонтеров. Ликвидировать внутренние войска, объединив их с системой по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  10. Совершенствовать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в направлении его либерализации. Расширить практику запрета на помещение под стражу до решения суда по делу. Чаще применять меры домашнего ареста и общественных работ, условно-досрочного освобождения и другие. Реформировать ФСИН с целью гуманизации системы исполнения наказаний и ее приближения к европейским стандартам.
  11. Создать административные суды для расследования обвинений в адрес госслужащих и разрешения судебных споров с государством.
  12. Оценивать качество работы ведомств и госслужащих высокого уровня по достижению ими заранее сформулированных количественно измеримых целей (принцип работы на результат).
  13. Отменить все привилегии на дорогах для спецтранспорта кроме машин «скорой помощи», пожарных, полиции, а также автомобилей президента и председателя правительства.
  14. Отменить неприкосновенность депутатов всех уровней по уголовным преступлениям.
  15. Запретить «силовое» подавление публичных выступлений граждан при их ненасильственном характере.
  16. Восстановить на практике уведомительный порядок проведения митингов и шествий, отменить повышенные штрафы за нарушения правил их проведения.
  17. Всемерно развивать местное самоуправление, включая расширение его полномочий и создание финансовой базы его деятельности.
  18. Обеспечить независимость судов за счет изменения практики их формирования и обновления. Расширение выборности судей, начиная с выборности мировых судей. Признать любое давление на суд тяжким уголовным преступлением.
  19. В короткий срок завершить переход армии на контрактную основу.

 

С целью усиления борьбы с коррупцией и административным произволом мы предлагаем

  1. Считать административное давление на бизнес и граждан с целью побуждения к коррупции тяжким уголовным преступлением. Не применять условные сроки осуждения за такие преступления. Ввести конфискацию имущества осужденных за коррупционные действия.
  2. Обеспечить эффективную, а не номинальную общественную антикоррупционную экспертизу законодательных и нормативных актов государственных органов.
  3. Обеспечить широкую передачу контрольных и разрешительных функций государства саморегулируемым и иным общественным организациям предпринимателей и потребителей.
  4. Усилить контроль доходов и расходов чиновников и их близких родственников, начиная с чиновников высшего уровня.
  5. Осуществлять постоянный мониторинг и пресечение схем получения и легализации коррупционных доходов.
  6. Ратифицировать полностью Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, включая необходимость доказательства чиновниками законности происхождения своих денежных средств, если их размер существенно превышает официальные доходы этих чиновников.

 

Свобода предпринимательства и экономический рост на новой основе

Мы будем добиваться модернизации экономики на базе частной инициативы, развития рыночной конкуренции, поддержки высокотехнологичной промышленности и переориентации государственных инвестиций на инновационные и инфраструктурные проекты.

Мы хотим превратить Россию из сырьевой периферии Европы и Китая в евразийский индустриальный центр.

Мы предлагаем

  1. Обеспечить гарантии безопасности бизнеса и неприкосновенность прав собственности.
  2. Обеспечить предсказуемость налоговой политики при общей линии на снижение налогов. Активно использовать налоговые инструменты для перестройки структуры экономики и повышения ее эффективности. Ликвидировать разрыв в налоговом и бухгалтерском учете.
  3. Сократить участие государства в экономике в качестве хозяйствующего субъекта. Приватизировать государственные или подконтрольные государству компании с низким уровнем эффективности и высокой коррупцией. В короткие сроки продать все непрофильные активы госкомпаний. Пресечь участие чиновников в бизнесе и переделе собственности.
  4. Реализовать меры по поддержке малого бизнеса с целью увеличения его доли в ВВП страны до уровня развитых стран. Перейти на заявительный принцип регистрации предприятий малого бизнеса. Упростить налогообложение малого бизнеса. Строго соблюдать квоты для малого бизнеса при распределении госзаказов. Обеспечить сокращение проверок и иных контрольных мероприятий со стороны государственных органов.
  5. Для преодоления деградации отраслевой структуры экономики, все более приобретающей сырьевую направленность, принять меры налогового стимулирования развития высокотехнологичных производств и углубления переработки сырья вплоть до налоговых каникул для вновь создаваемых предприятий и компаний, осуществляющих инновационные проекты, до их выхода на окупаемость, и иные меры их государственной поддержки;
  6. Реформировать естественные монополии, в том числе на региональном уровне, с целью повышения эффективности и прозрачности их деятельности.
  7. Активно пресекать все действия органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Увеличить штрафные санкции, включая уголовное наказание, за подобные действия. Расширить полномочия антимонопольных органов.
  8. Снизить инфляцию, в том числе за счет резкого ограничения темпов роста цен и тарифов, регулируемых и контролируемых государством, таких как тарифы на газ, электроэнергию, услуги ЖКХ, пассажирского транспорта и др. На 3-4 года ограничить рост тарифов монополий и на услуги ЖКХ темпами ниже уровня общей инфляции.
  9. Сделать кредиты более дешевыми и доступными, в том числе для малого бизнеса, для чего cнизить инфляцию, изменить систему рефинансирования и надзорных требований Банка России, совершенствовать законодательство о залоге и о банкротстве.
  10. Переориентировать бюджетную политику на модернизацию экономики и перестройку ее структуры. Стимулировать инновационную деятельность и коммерциализацию инноваций, особенно в секторах экономики, позволяющих диверсифицировать экспорт или обеспечить импортозамещение.
  11. Осуществить возврат к бюджетному федерализму, отказавшись от чрезмерной централизации ресурсов на федеральном уровне. Создать финансовые условия для расширения прав регионов и особенно развития местного самоуправления.
  12. Увеличить финансирование образования, здравоохранения, науки, защиты окружающей среды и культуры, в том числе за счет повышения эффективности государственных расходов и сокращения бюджетных расходов на оборону, систему государственной безопасности, содержание госаппарата, поддержку неэффективных производств.
  13. Добиться роста эффективности государственных расходов за счет повышения открытости и применения реальных конкурсных начал в процедурах госзакупок и закупок госкомпаний. Снизить коррупцию. Повысить прозрачность и усилить общественный и парламентский контроль бюджетных расходов.
  14. Снизить страховые платежи работодателей с заработной платы работников до 15-25% в зависимости от доли заработной платы в издержках. Сохранить взимание платежей со всех зарплат, но с применением регрессивной шкалы, начиная с определенного уровня доходов.
  15. Отменить практику возмещения экспортного НДС для экспорта сырьевых товаров и товаров с низким уровнем промышленной переработки. Направить часть сэкономленных бюджетных средств на снижение страховых платежей и налогов (включая НДС) на малый и средний бизнес.
  16. Постепенно повышать акцизы и импортные пошлины на предметы роскоши, крепкий алкоголь и табачные изделия.
  17. Кардинально либерализовать налоговое администрирование. Обеспечить равноправие налогоплательщика и налоговых органов на уровне реального правоприменения. Реализовать на практике принцип презумпции невиновности налогоплательщика, в частности, пени и штрафы начислять только по решению суда. Запретить безакцептное списание доначисленных налоговыми органами налогов, если налогоплательщик обжаловал их в суде или вышестоящих органах. Ликвидировать штрафы за налоговые правонарушения, не имеющие прямых последствий для бюджета. Увеличить экономические санкции за неоднократное сознательное уклонение от налогов. Отменить закон о праве Следственного комитета возбуждать уголовные дела по налоговым правонарушениям без учета заключения налоговой службы.
  18. Реформировать систему госзакупок сельскохозяйственной продукции с целью повышения рентабельности производства и стабильности финансового положения сельхозпроизводителей. Развивать сеть сбытовых сельскохозяйственных кооперативов.
  19. Отменить банковскую тайну для государственных корпораций и компаний с доминирующим участием государства.
  20. Отменить обязательность большинства видов лицензий и разрешений. Ввести прозрачные правила и процедуры доступа к природным ресурсам и инфраструктуре. Передать большую часть регулирования экономической деятельности саморегулируемым организациям. Сократить бюрократический надзор за их деятельностью.
  21. Максимально использовать передовые стандарты и технические регламенты для понуждения предпринимателей к ускоренному внедрению инноваций.
  22. Обеспечить равенство прав российских и иностранных инвесторов на внутреннем рынке. Отменить понятие «стратегических» отраслей, за исключением ряда предприятий ВПК.
  23. Приоритетно реализовывать инфраструктурные проекты. Разрешить их строительство и эксплуатацию частными российскими и иностранными инвесторами. Привлекать для финансирования высоко окупаемых проектов пенсионные накопления граждан, создав систему их страхования. Обеспечить на этой основе развитие сетей современных автомагистралей, скоростных железных дорог и авиационного сообщения и соблюдение строгих норм безопасности на транспорте.
  24. Прекратить практику вытеснения с рынка административным путем малых и средних банков. Дебюрократизировать банковский надзор и надзор за финансовым рынком.
  25. Ограничить долю офшоров в капитале российских компаний и повысить налог на выплачиваемые в офшорные юрисдикции дивиденды до 70%.
  26. Создание транспортных сетей, соединяющих российские регионы между собой напрямую, а не через Москву.

 

Развитие межнациональных и межконфессиональных отношений

Сегодняшние межнациональные конфликты, не прекращающиеся военные столкновения на Северном Кавказе, а также регулярные акты насилия на межэтнической почве являются предвестником процесса распада. Наша задача не допустить развала России

Мы должны сохранить уникальность национального и многоконфессионального государства. Россия должна стать объединением граждан, осознающих свою культурную и историческую общность. Основой для такого объединения служит многовековой опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия.

Наша партия считает, что объединяющей идеей является российский интернационализм - идеология, проповедующая дружбу и сотрудничество между народами России с целью совместного освоения и обустройства общей Родины.

Задача нашей партии — содействовать завершению формирования российской общегражданской идентичности.

Мы за обеспечение адаптации и интеграции иммигрантов в российском обществе при пресечении нелегальной иммиграции

Мы предлагаем:

  1. Cохранить отделение религиозных конфессий от государственных институтов, в том числе от системы образования и армии. Мы против уроков богословия в школах, но за введение светского курса религиоведения. Государство должно всячески содействовать расширению диалога и сотрудничества между религиозными конфессиями, реализации межрелигиозных программ взаимодействия с гражданским обществом, например в сфере предотвращения межэтнических конфликтов.
  2. Финансирование государством разработки и осуществления новых программ, направленных на пропаганду и развитие патриотического воспитания, межнационального и межрелигиозного согласия, особенно в молодежной среде. Реализация специальных программ, направленных на воспитание толерантности и разъяснение сути национальной политики государства среди сотрудников правоохранительных органов.
  3. Введение в систему дошкольного, начального и среднего образования программ, направленных на воспитание толерантности, межнационального и межрелигиозного согласия.
  4. Усиление борьбы с ксенофобией и радикальным национализмом, в том числе ужесточение уголовной ответственности за пропаганду человеконенавистнических идей, расовой, этнической и иной дискриминации в СМИ, включая электронные. Запрет неонацистских и радикально-националистических организаций и политический партий, пропагандирующих расизм и шовинизм.
  5. Принятие закона "О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников".
  6. Публичное осуждение преступлений сталинского режима.
  7. Воссоздание министерства по делам национальностей, на которое будет возложена задача реализации национальной политики государства: мониторинг «болевых точек» в сфере межнациональных отношений, межведомственная и межрегиональная координация, раннее предупреждение проявлений этнофобии, радикализма и экстремизма в регионах и муниципальных образованиях, вопросы межнационального согласия, урегулирование потенциально конфликтных ситуаций, содействие диалогу, пропаганда уважительных отношений между представителями различных этнических общностей и пр.,
  8. Упорядочение внешней миграции. Введение для легальных иммигрантов экзаменов (при необходимости после предварительного обучения) на знание русского языка и базовых основ российского законодательства, культуры, традиций, правил общежития и проч. (с использование опыта европейских стран). Предоставление легальным мигрантам равных социальных прав с гражданами России. Стимулирование переселения в Россию членов русскоязычной зарубежной диаспоры. Пресечение нелегальной иммиграции.

 

Утверждение новой роли России в мировом сообществе наций

Мы будем добиваться отказа от имперских амбиций в российской внешней политике, реалистичной оценки вызовов и угроз, интеграции России в систему международных институтов, полноправного участия страны в совершенствовании международного права, создании и деятельности новых многосторонних структур.

Мы хотим, чтобы Россию на мировой арене не боялись, а уважали. Мы за деидеологизацию внешней политики и ее прагматизм.

Мы предлагаем

  1. Скорейшую нормализацию отношений со странами Запада и Украиной.
  2. Максимальную интеграцию с Европейским Союзом, направленную на вступление России в состав ЕС в период с 2030 г. по 2040 г. На первом этапе – создание единого образовательного и культурного пространства, в том числе отмена виз, обмен студентами и специалистами.
  3. Отказ от попыток замещения отношений с Европой более тесными отношениями с Китаем, выстраивание ровных, равноправных и экономически выгодных отношений как с Востоком, так и с Западом.
  4. Ратификацию всех конвенций ООН о правах человека и запрете жестоких методов ведения войны, а также Статута Международного уголовного суда.
  5. Активная координация усилий и взаимодействие с мировым сообществом в борьбе с терроризмом, наркоторговлей, в противодействии героизации нацизма.
  6. Отказ от сотрудничества с диктаторскими режимами и режимами, осуществляющими геноцид в отношении собственного народа. Отказ от сотрудничества с организациями, признанными международным сообществом террористическими.
  7. Присоединение России к международным договорам и соглашениям по борьбе с коррупцией и злоупотреблением государственной властью.
  8. Расширение контактов с соотечественниками за рубежом, содействие изучению в мире русского языка и русской культуры.

 

Россия в тупике

Мы разделяем озабоченность большинства наших сограждан абсолютно неудовлетворительным развитием страны. Деградация становится очевидной во всех сферах общественной жизни и экономики.

 

Политическая сфера и гражданское общество

В России практически ликвидирован контроль власти со стороны общества, что стало следствием проведенных в нулевые годы изменений системы формирования власти. Это полная безответственность исполнительной власти, отказ от разделения властей (например, включение в состав одной из палат Федерального Собрания представителей исполнительной власти), ограничения прямых выборов губернаторов, лишение общественных организаций права участия в выборах даже в составе избирательных блоков, неравные условия допуска к выборам «парламентских» и «непарламентских» партий, отмена права создавать предвыборные блоки, ограничение возможностей для проведения референдумов и попрание принципов независимого суда.

И даже на таких предельно ограниченных выборах власть активно использует административный ресурс, подтасовки и прямую, наглую фальсификацию результатов выборов.

Верхом политического цинизма является назначение «преемников» и фактическая попытка несколько десятилетий удерживать власть в стране в руках узкой группы лиц.

В стране ограничен политический плюрализм. Введенное облегчение создания новых партий сводится на нет дискриминацией их при участии в выборах. Реальная политическая конкуренция и развитие гражданского общества, равноправный диалог общества и власти подменяются созданием «сверху» (фактически назначением) разного рода общественных советов при органах власти и псевдо независимых, «декоративных» институтов типа Общественной палаты.

Претендующая на политическую монополию партия “Единая Россия” де-факто является не политической партией с четкой идеологией, формирующей органы власти в результате победы на свободных демократических выборах, а организацией чиновников, полностью подконтрольной высшей исполнительной власти и «штампующей» ее решения на уровне законодательных органов.

Длительное время продолжает ограничиваться конституционное право граждан на митинги и демонстрации. Публичные протестные и оппозиционные выступления граждан часто жестко подавляются силой.

Небольшие послабления в области политической жизни стали возможны лишь благодаря массовым протестным акциям.

В России фактически ограничена свобода слова. На ведущих телевизионных каналах и в других крупных СМИ де-факто вновь введена политическая цензура. Предпринимаются попытки ограничений на распространение информации в интернете. Все более усиливается манипулирование общественным сознанием, «промывание мозгов». Власть через подконтрольные СМИ сознательно стимулирует деградацию общества, пичкая граждан примитивными зрелищами и ток-шоу, предоставляя дозированную и искаженную информацию, пропагандирует с экранов телевизоров насилие, поиск внешних и внутренних врагов.

В стране налицо разгул бюрократического произвола и коррупции.  Так называемая вертикаль власти построена по принципу личной преданности и лояльности к вышестоящему начальнику. Это привело, с одной стороны, к полной безответственности назначаемых чиновников разного уровня перед гражданами и процветанию круговой поруки, а с другой – к фактическому снижению уровня управляемости в стране, к резкому замедлению принятия и реализации остро необходимых решений.

Чрезмерно усилились роль и реальное влияние «силовых структур». Они фактически полностью избавлены от контроля гражданского общества и даже законодательной власти. Многие сотрудники силовых структур активно вовлечены в бизнес и передел собственности, поражены коррупцией и при этом не выполняют на минимально удовлетворительном уровне свои прямые функции по обеспечению безопасности общества и граждан.

Построение вертикали власти и свертывание демократических свобод мотивировалось заботой о повышении безопасности жизни простых граждан. О какой безопасности можно говорить в условиях разгула преступности, «крышуемой» оборотнями в погонах, терактов в Москве и других городах, продолжающейся гражданская войны на Северном Кавказе.

Судебная система защищает не интересы граждан, а интересы криминала и коррумпированных чиновников, под контролем которых фактически находятся.

В стране нарастают межнациональные и иные социальные конфликты.

 

Экономика и социальная сфера

В результате порочности модели развития, выбранной в середине нулевых годов, Россия второй раз за 5 лет вошла в глубокий экономический кризис. Сползание в него началось еще в 2012 году, т.е. вопреки утверждениям официальной пропаганды связано не с западными санкциями и даже не с падением цен на нефть, а именно с ошибками в социально-экономической политике.

В последние 10 лет власть не смогла довести до конца или просто свернула остро необходимые реформы – пенсионной системы, здравоохранения и образования, ЖКХ, армии и органов внутренних дел. Не завершена налоговая реформа. Крайне благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, лившийся на страну дождь «нефтедолларов» позволяли сделать их менее болезненными для населения и бизнеса.

В стране отсутствует продуманная, понятная бизнесу и гражданам экономическая политика с ориентацией на перспективу. Она подменяется «ручным управлением», направленным на «латание дыр», а во многих случаях и на прямое расхищение бюджетных средств и передел собственности в интересах нынешней властной элиты.

В результате

Сохраняется и даже усиливается высокий уровень монополизма в экономике. Нет условий для свободной конкуренции.

С 2008 года идет бегство капитала из страны. Усилилась эмиграция, в первую очередь, наиболее активных, образованных и креативных граждан, включая предпринимателей, творческую и научную интеллигенцию.

Роль государства в экономике чрезмерно усилилась. Государство само стало крупнейшим хозяйствующим субъектом с низким уровнем эффективности и высокой коррупцией. Государственные и подконтрольные государству компании играют решающую роль в ключевых секторах экономики, подавляя конкуренцию и частную инициативу. Чиновники активно участвуют в бизнесе и переделе собственности.

Ресурсы нерационально централизованы на федеральном уровне. Большинство регионов превратились в дотационные, в том числе для усиления политической зависимости от центра. Идея бюджетного федерализма фактически выброшена в корзину. Не созданы финансовые условия для развития местного самоуправления.

В стране крайне неблагоприятный предпринимательский климат в силу чрезмерного административного давления на бизнес и коррупции. Предпринятые в последние годы меры по их снижению носят косметический характер, как и меры по поддержке малого бизнеса, развитие которого резко отстает от большинства стран. Постоянно нарушаются права собственности, активно практикуется использование силовых стру­ктур при разрешении коммерческих споров.

Налоговая система угнетает развитие бизнеса. Налоговое администрирование носит характер налогового рэкета. Имеет место явное неравноправие налогоплательщика и налоговых органов. На практике отсутствует презумпция невиновности налогоплательщика. Очередным шагом в этом направлении стало принятие закона, разрешающего Следственному комитету возбуждать уголовные дела по налоговым правонарушениям даже без учета мнения налоговых служб.

Отраслевая структура экономики деградировала. Экономика страны, особенно экспорт, имеет сугубо сырьевую направленность. Состояние бюджета страны в решающей степени определяется внешнеэкономической конъюнктурой на сырьевые товары российского экспорта. Нарастает отставание от передовых стран в области инноваций и высоких технологий.

Модернизация страны и перевод экономики на инновационный путь развития остаются лозунгами, не подкрепленными практическими действиями.

Уровень государственного финансирования образования, здравоохранения, культуры, науки и инноваций недостаточен. Эффективность государственных расходов крайне низка. На практике отсутствует общественный и парламентский контроль за бюджетными расходами, что приводит к их непрозрачности и массовому разворовыванию бюджетных средств на всех уровнях иерархии власти. «Откат» и «распил» стали почти официальными терминами.

Инфляция сохраняется на высоком уровне в силу монополизации основных секторов экономики, особых отношений власти с так называемыми естественными монополиями. При этом наиболее быстрыми темпами растут цены и тарифы, регулируемые и контролируемые государством, такие как тарифы на газ, электроэнергию, услуги ЖКХ, пассажирского транспорта, что крайне негативно сказывается на уровне жизни малоимущих слоев населения, а в последнее время и среднего класса.

Стоимость жилья чрезмерно высока в силу высокого уровня бюрократизма и коррупции на всех стадиях - согласования проектов, получения разрешения на строительство, подключения к инфраструктуре, ввода в эксплуатацию и т.д., а также монополизма в строительстве. А с учетом отсутствия эффективных мер государственной поддержки приобретения жилья, оно стало практически недоступным для большинства населения, особенно для молодых семей.

Сфера здравоохранения деградирует. Уровень так называемой бесплатной медицины крайне низок. На практике даже в государственных больницах и клиниках люди вынуждены платить за лечение (часто нелегально). Качество медицинских услуг резко дифференцировано по регионам, а также в зависимости от места работы граждан. Отдельные меры в рамках национальных проектов при всей их полезности не изменили ситуацию в медицине в целом. Стратегия реформирования здравоохранения отсутствует. Налицо шараханья и решение частных вопросов. Из-за недостаточности финансовых ресурсов регионов, на которые было переложено исполнение так называемых “майских указов” президента происходит резкое сокращение врачей, а в ряде случаев ликвидация целых отделений и даже лечебных учреждений целиком. Процветает коррупция при закупке лекарств и медтехники. В результате продолжительность жизни, общая и детская смертность в России заметно отличаются в худшую сторону от показателей развитых и ряда развивающихся стран, демографическая ситуация крайне неблагоприятна.

Пенсионная система развалена. В стране острый и постоянно углубляющийся дефицит средств государственного пенсионного фонда, что не позволяет обеспечить нормальное соотношение зарплат и пенсий уже для нынешнего поколения пенсионеров и ставит под угрозу обеспечение минимально достойного уровня жизни будущих пенсионеров. А ведь уже сейчас на пенсию можно только «выживать», а не полноценно жить. Увеличивающаяся «дыра» в бюджете пенсионного фонда все с большим трудом закрывается за счет средств федерального бюджета. Заметное увеличение с 2011 года страховых взносов (фактически налога) работодателей с заработной платы и новое их повышение для зарплат выше средних в 2013 году позволило лишь на короткое время улучшить ситуацию с бюджетом Пенсионного фонда. Однако значительно ухудшились условия хозяйственной деятельности предпринимателей, в первую очередь, в высоко технологичных отраслях экономики и в других секторах с высокой долей заработной платы в издержках, а также для малого бизнеса.

Скоропалительно проведенное реформирование пенсионной системы фактически было направлено исключительно на сокращение расходов федерального бюджета и ухудшило условия выхода на пенсию. Фактически реформа пенсионной системы свелась к скрытому повышению пенсионного возраста (за счет сокращения льготных условий выхода на пенсию и введения “пенсионной формулы”) и повышению пенсионных сборов (в части так называемых вредных производств). Серьезной ошибкой является попытка сокращения или полной ликвидации накопительной составляющей пенсий. С учетом развития демографических процессов солидарная пенсионная система не сможет обеспечить в среднесрочной перспективе достойный уровень пенсий. Одновременно при ликвидации накопительной составляющей экономика лишается практически единственного источника «длинных денег», которые дают базу для долгосрочных инвестиций. Дальнейшее затягивание кардинального реформирования пенсионной системы неизбежно приведет к необходимости заметного повышения пенсионного возраста, что в условиях недопустимо низкой продолжительности жизни является социально несправедливым.

Вызывает серьезную озабоченность начавшееся активное использование средств фонда национального благосостояния, предназначенного для выплаты пенсий в случае заметного ухудшения экономической ситуации в стране, для финансирования различных инвестиционных проектов с сомнительной надежностью и окупаемостью.

Уровень жизни населения чрезвычайно высоко дифференцирован, многократно, по сравнению с показателями всех развитых стран. Это - источник социального напряжения. В стране недопустимо большое число бедных.

Молодежь лишена возможности быстрого создания самостоятельной семьи в силу недоступности жилья и многих товаров длительного пользования на базе посильного кредита. В стране отсутствует система «социальных лифтов» для талантливой молодежи, что является одной из главных причин ее эмиграции.

Наша среда обитания деградирует ускоряющимися темпами. Она становится все менее прис­по­собленной для комфортной жизни. При попустительстве властей всех уровней в стране массово совершаются экологические преступления. Изношенность основных фондов и отсутствие контроля грозят масштабными техногенными катастрофами с непредсказуемыми экологическими последствиями.

Сотни тысяч наших сограждан ежегодно становятся жертвами аварий и катастроф, нераскрытых убийств, алкоголизма и нар­комании, преждевременно уходят из жизни по собственной воле и в силу ограниченных возможностей системы здравоохранения.

 

Межнациональные отношения

Для такой многонациональной страны, как Россия, вопрос межнациональных отношений имеет исключительное значение. В начале 2000 годов власти удалось чрезвычайными военными мерами подавить наиболее активную и агрессивную часть сепаратистского движения на Северном Кавказе. Однако считать проблему межнациональных отношений решённой нельзя. Северный Кавказ остаётся болевой точкой России. Сепаратизм и исламский фундаментализм постепенно расширяют сферу своего влияния в этом регионе. Данный процесс развивается скрытно, но все чаще сопровождается террористическими актами. Проблема кавказского сепаратизма не решена, а задавлена силовым способом. Местный национализм присутствует в ряде национальных регионов. Набирает силу «русский национализм». Вспышки межнациональных конфликтов стали повседневным фактом. Власть демонстрирует явную неспособность решить проблемы межнациональных отношений.

По большому счету Россия, в отличие от большинства стран бывшего СССР, до сих пор не может определить вектор своего развития. Россия сегодня  уже не империя – универсальное, тоталитарное государство, контролирующее все сферы жизни общества. Российская власть слишком слаба, чтобы полностью вернуться к имперским методам управления. Но она не имеет и другой модели развития, не готова дать стране новую, неимперскую, идеологию.

Неопределенность в направлении своего развития привела Россию к кризису общероссийской идентичности, выразившемуся в отсутствии в стране гражданской нации, к всплеску этнической мобилизации, этнотерриториальному сепаратизму и религиозно-политическому экстремизму, к широкому распространению радикальных взглядов, а в итоге - к опасности распада страны.

Неспособность власти реагировать на эти вызовы и одновременно легитимация агрессивных националистических политических течений приводят к обострению межнациональных отношений.

 

Внешняя политика

Во внешней политике вновь муссируется образ врага и “осажденной крепости”. В результате присоединения Крыма с нарушением норм международного права и поддержки сепаратистов на Востоке Украины резко ухудшились отношения с западными странами. Практически перечеркнуты многолетние усилия по налаживанию отношений со странами ЕС, США и НАТО. Мир вновь оказался на грани холодной войны. Введенные против России экономические санкции ухудшают и без того сложное положение в российской экономике. Начало новой гонки вооружений может похоронить экономику России, как это уже случилось с СССР.

Попытка заместить отношения с Европой развитием связей с Китаем, включая различные уступки восточному соседу, недальновидна. Интересам России отвечали бы ровные и равноправные отношения как с Востоком, так и с Западом.

СНГ де-факто находится в стадии распада. Создаваемый Евразийский союз рискует превратиться в унию недемократических государств с неясными перспективами. Отношения с большинством ближайших соседей России весьма сложные.

Россия надолго потеряла Украину как стратегического союзника и партнера. Украинская политическая элита в своем подавляющем большинстве ориентирована на Запад. Существенно ухудшились отношения с Молдовой. Россия потеряла также такого исторического союзника как Грузия, которая тоже стремится войти в блок НАТО. А отношения России с НАТО сейчас скорее враждебные, чем партнерские.

Удовлетворение чаяний народов Абхазии и Ю. Осетии о независимости не нашло понимания международного сообщества, которое незадолго до этого признало независимость Косово. Сегодня 92 страны признали Косово и лишь 5 – Абхазию и Ю.Осетию, что является явным внешнеполитическим провалом России.

Не развивается Союзное государство с Беларусью. Более того, происходит ухудшение отношений с Беларусью в связи с конфликтом с Украиной и странами ЕС. Базовый вопрос единой валюты окончательно зашел в тупик. Энергетические конфликты между Россией и Беларусью, а также между Россией и Украиной, усиливаются..

При этом поддерживаются отношения с откровенно тоталитарными режимами - Северной Кореи, Сирии, Узбекистана, Туркменистана и другими.

Внешняя политика России сегодня определяется двумя факторами: имперскими амбициями и нефтегазовым шантажом. И то, и другое заставляет наших партнеров принимать контрмеры, что постепенно приводит к  изоляции нашей страны на международной арене, а также к появлению альтернативных российским источников энергообеспечения.

Россия не смогла воспользоваться готовностью администрации США к «перезагрузке» отношений для улучшения двусторонних связей и для развития сотрудничества в рамках целого ряда международных проектов. В итоге США вошли с Россией в острый внешнеполитический конфликт вокруг Сирии и Украины. Российские контрмеры в виде запрета на усыновление российских сирот гражданами США или запрета на импорт американского продовольствия скорее негативно влияют на российских граждан.

Нефтегазовый шантаж России вынудил европейские страны искать альтернативные источники энергетических ресурсов. Американский сланцевый газ и нефть, разработка собственных европейских месторождений сланцевого газа, прокладка нового газопровода из Катара, развитие биоэнергетики и других альтернативных источников энергии все больше будут приводить к снижению спроса на российские углеводороды и падению роли России в энергоснабжении Европы.

Расходование гигантских средств на саммит АТЭС в России не привело к прогрессу в отношениях России с государствами этого региона.

Россия полностью провалила свою политику в отношении соотечественников за рубежом, так и не превратив это сообщество в инструмент своего влияния. Что же касается нарушений прав русскоязычного населения заграницей, то они не нашли должной реакции со стороны России.

Таким образом, налицо провалы внешней политики России почти по всем ее ключевым направлениям.

 

Заключение

Подмена демократических институтов в политике и механизма конкуренции в экономике усилением государственного регулирования, имперские амбиции и усиление конфронтации во внешней политике – все это свидетельство поворота существующей власти в сторону тоталитарной формы построения государства, которая уже доказала свою неэффективность в прошлом.

Налицо неспособность власти ответить на современные вызовы во внутренней и внешней политике, рост коррупции, очевидные провалы в экономике и развал социальной сферы, ухудшение отношений с большой частью мирового сообщества.

В результате ограничения политических свобод, деградации экономики и социальной сферы ухудшается психологический климат в обществе, растет недоверие к власти, разочарование в ней, увеличивается эмиграция, причем наиболее успешных, креативных граждан.

Сегодня Россия стоит перед одним из самых сложных вызовов в истории: она должна перейти от модели мобилизационного развития, задававшегося волей вождя или внешней угрозой, от модели паразитирования на своих природных ресурсах к модели прогресса и инновационного развития, в которой личные достижения граждан складываются в общий успех страны. И такой переход не самоцель, а средство улучшения жизни людей.

Эту задачу могут решить только свободные, инициативные, креативные граждане. Они должны стать источником и опорой власти в стране, мотором ее экономического развития. Мы знаем, как сделать жизнь в России лучше, чтобы гордиться не только ее великим прошлым, но и достойным настоящим и будущим.